Великая Отечественная война оказала огромное влияние на жизнь и работу школы.
Техническая неисправность зданий, переуплотненность, недостаток парт, уменьшение количества учителей и медиков, ослабленный лишениями военного времени организм детей – все это стало вызовом военного времени. Тем не менее школа, как и вся страна выдержала испытание и преодолела трудности в том числе и благодаря активной санитарно-просветительной работе.
Военное время дало большой толчок широкому распространению диктантов, построенных на гигиеническом материале, которые являлись весьма доступной и массовой формой проработки элементов охраны здоровья с целью быстрого оказания помощи в устранении угрозы эпидемических болезней, в ликвидации различных недочетов, угрожающих санитарному безопасности тыла.
Например, случаи заболевания школьников скарлатиной побудили Кировский Дом Санитарного Просвещения составить диктант на тему «Что надо знать о скарлатине?». Учителя записывали текст на доске, а учащиеся младших классов его списывали.
В диктантах была найдена форма, которой школа может быстро и в массовом масштабе откликнуться на суровые санитарно-оборонные требования военной жизни.
В старшей и средней школе проводились программы физической подготовки учащихся, в которых был включен раздел, содержащий сведения по санкционизации, помощь при ранениях, по гигиене и заразным болезням.
Задача раздела была подготовка санитарных дружинниц, знающих элементы гигиены и эпидемиологии, имеющих оказывать первую медицинскую помощь в боевой обстановке, работать в очаге поражения и имеющих знания и навыки по уходу за ранеными и больными.
С размахом развернулась в годы Отечественной войны и внеклассная санитарно-просветительская работа, которая в значительной своей части соединялась с санитарно-оборонной работой. Она целиком проходила под лозунгами: Все для санитарного благополучия тыла! Все для укрепления санитарной обороны страны! Все для победы над врагом!
Очень большую роль этой работы играли организации Красного креста и Красного полумесяца. Около 3 миллионов вступили в число членов общества в военные годы.
Содержание внеклассной работы отражало важнейшие боевые задачи здравоохранения и санитарной обороне: поддержание чистоты в школе, личная гигиена учащихся, борьба с инфекционными заболеваниями, пропаганда вопросов гигиены сельскохозяйственного труда подростков.